ГЭК

Бакалаврит

Магистратура

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

  1. Студенты выпускных курсов при подготовке к государственному экзамену по общепрофессиональной дисциплины «Уголовное право России», должны:обладать необходимо-достаточным объемом теоретических знаний, полученных в процессе обучения по Общей и Особенной части Уголовного права России, а также при изучении специальных курсов, дисциплин по выбору и факультативов по уголовному праву в пределах, предусмотренных учебным планом;
  2. уметь решать практические задачи (казусы), предполагающие знание студентами процесса осуществления юридического анализа статьи закона в определенном порядке и приемов и способов уголовно-правовой квалификации.
  3. Процесс подготовки к государственному экзамену необходимо начинать одновременно с подготовкой и написанием аттестационной работы – осенью-зимой последнего курса обучения. Студентам при этом рекомендуется прочитывать рекомендуемую учебную, учебно-методическую и научную литературу по предмету, восполняя возможные пробелы в знаниях, а также вспоминая изученный учебный материал. Особое внимание при подготовке к государственному экзамену необходимо обратить на консультирование, проводимое преподавателями-предметниками в установленные учебным расписанием часы.
  4. Билет государственного экзамена содержит три вопроса. Первый вопрос предполагает развернутый, по возможности, проиллюстрированный примерами, ответ из области теории Общей части. Ответ на такой вопрос предполагает знание студентами основных категорий и институтов Общей части уголовного права России. Нормы-дефиниции должны заучиваться студентами наизусть или близко к тексту закона. Студенты должны владеть различными точками зрения по предмету собеседования.
  5. Второй вопрос традиционно предполагает осуществление, в установленном порядке, юридического анализа той или иной статьи уголовного закона. Порядок юридического анализа дается в учебно-методических материалах и прилагается к указанным методическим рекомендациям.
  6. Третьим вопросом предполагается решение практической задачи (казуса). Задачи составлены таким образом, что они охватывают основные проблемные вопросы квалификации тех или иных составов преступлений. Задача предполагает одно решение, которое должно быть обосновано студентом, исходя из его знаний теоретического материала. Решение задачи осуществляется на экзамене с использованием текста Уголовного кодекса России, после ответа на теоретические вопросы, которые не предполагают использование уголовного закона. Ответ на любой теоретический вопрос, в том числе и дополнительный, должен быть аргументирован либо ссылкой на статью уголовного закона, либо на точки зрения ученых, либо на судебно-следственные материалы, излагаемые в решениях и определениях по конкретным уголовным делам либо в постановлениях Пленумов Верховных Судов РФ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

  1. Решение задачи по уголовному праву предполагает полную и правильную квалификацию тех событий, которые описаны в фабуле задачи. Выполнение этого задания преследует цель – проверить системность знаний студента по курсу уголовного права (а в некоторых случаях – и по смежным дисциплинам), навыки юридического мышления, умение пользоваться правилами формальной логики, а также способности студента применить теоретические знания на практике, аргументируя своё решение ссылками на нормы уголовного закона.
  2. По этой причине ни в коем случае не стоит пренебрегать использованием экземпляра Уголовного кодекса Российской Федерации, который предоставляется студенту для выполнения третьего задания из экзаменационного билета. Не стоит также полагаться на первое впечатление от задачи или на убеждение об ответе на неё, которые возникают при первом ознакомлении с текстом задания. Большинство задач содержат в себе определённую проблемную ситуацию, которую следует обнаружить и правильно оценить. Кроме того, ответ по задаче требует полной квалификации деяний каждого из участников описанных событий, а это затруднительно сделать по памяти, не открывая уголовный закон.
  3. Для успешного решения любой задачи из экзаменационных билетов следует также придерживаться нескольких рекомендаций.
  4. Некоторые из событий, изложенных в экзаменационных билетах, не содержат состава преступления. Поэтому первый из решаемых вопросов по задаче – имеются ли вообще достаточные признаки состава преступления в происшествии. Может встретиться и ситуация правомерного причинения вреда (соответствующая обстоятельствам, исключающим преступность деяния).
  5. Если состав преступления в происшествии усматривается, то необходимо определить, в чьих именно действиях (бездействии) имеется состав преступления, и какого именно преступления – с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам. Экзаменационной комиссии следует сообщить как числовое выражение своего решения (статья, часть и пункт, которые предусматривают ответственность за содеянное. Следует помнить о правилах конкуренции квалифицированных видов одного преступления), так и словесное – назвать те признаки, которые подлежат вменению тому или иному участнику рассматриваемых событий.

В задачах могут содержаться случаи совокупности преступлений, неоконченного преступления, ситуации, когда имеется конкуренция норм. Все они подлежат решению. Кроме того, задача может предполагать решение вопроса о соучастии: в этом случае необходимо определить виды соучастников (назвать роли и пояснить, по каким признакам они вменяются в вину), а также форму соучастия (имеется ли какая-то из четырёх форм, если да – то какая именно и по каким признакам).

Фабулы экзаменационных (академических) задач не могут содержать всех исчерпывающих сведений, необходимых для правильного решения дела, как если бы это требовалось правоприменителю в реальной действительности. По этой причине обстоятельства, о которых ничего не говорится, берутся по умолчанию. Например, если не указан возраст уголовной ответственности и ничего не говорится о невменяемости, то следует считать, что все участники событий отвечают признакам общего субъекта преступления. Тем не менее, приветствуется демонстрация знаний студента, когда он может предложить (кратко и предметно) детализацию некоторых неконкретизированных условий задачи и пояснить, как будет изменяться уголовно-правовая оценка содеянного при этих различных условиях.

Следует помнить, что экзаменационные (академические) задачи составляются максимально лаконично при том, что они должны иметь максимальную информационную нагрузку и позволять найти правильный ответ. Соответственно, в подавляющем большинстве задач все изложенные обстоятельства имеют значение и их нужно учитывать.

Чтобы не упустить из вида ничего важного, следует придерживаться правил квалификации преступлений, которые преподаются в рамках соответствующих специальных курсов. В настоящей работе мы можем дать лишь самые общие рекомендации на этот счёт.

  • Во-первых, юридический анализ задачи целесообразно начинать с определения признаков объективной стороны с выстраиванием их во взаимосвязанные явления (во времени), с привязкой по действующим лицам.
  • Во-вторых, нужно ориентироваться в структуре Особенной части УК и с помощью этих знаний определить круг общественных отношений, которые были нарушены по условиям решаемой задачи. Таким образом можно определить главы Особенной части УК (и даже статьи), которые могут быть применены к данному случаю.
  • В-третьих, следует определить, нет ли в исследуемом событии признаков правомерного причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
  • В-четвёртых, следует провести подбор и проверку статей, которые были прежде отобраны для применения к данному случаю. Одновременно решается вопрос о конкуренции норм уголовного закона, а также о совокупности преступлений, о признаках неоконченного преступления, о признаках субъективной стороны (сравниваются известные обстоятельства с содержанием субъективной стороны подбираемых составов преступлений). В итоге необходимо получить вывод об одной или нескольких статьях Особенной части УК, а также о возможной необходимости сослаться на положения статьи 30 УК, если в наличии неоконченное умышленное преступление.
  • Если имеются признаки соучастия, то сначала рекомендуется определить исполнителя преступления (по признакам объективной стороны конкретного состава преступления), а затем определить роли остальных соучастников и (если имеются основания) форму соучастия.
  • Следует также помнить, что анализ преступлений, где важен предмет, удобнее начинать с признаков предмета и лишь после этого переходить к признакам объективной стороны (какие манипуляции с предметом преступления произведены, запрещены ли, а если запрещены, то какими статьями или частью статьи Особенной части УК).
  • Особенное внимание следует уделять признакам специального субъекта, если решение задачи возможно с применением таких статей УК, где субъектный состав специфичен.
  • В-пятых, следует определить, имеются ли отягчающие или смягчающие обстоятельства из тех статей Особенной части УК, которые подлежат вменению в вину конкретному участнику исследуемых событий. Наличие этих признаков следует обосновать.
  • В-шестых, следует ответить на дополнительные вопросы по задаче, если таковые поставлены перед студентом в самом тексте задаче.

Памятка для студентов, защищающих дипломные работы на кафедре уголовного права ЮИ ИГУ

I. Представление дипломной работы на кафедру для защиты

  1. Необходимо проверить соответствие темы, указанной на титульном листе дипломной работы, с темой,  утвержденной приказом директора.
  2. Дипломная работа должна быть представлена на кафедру не позднее, чем за 5 дней до дня защиты, установленного в графике.
  3. Представленная к защите дипломная работа должна содержать следующие реквизиты (после текста): (1) – подпись автора, расшифровка подписи и дата; (2) – подпись научного руководителя, расшифровка подписи и дата.
  4. Дипломная работа представляется на защиту только при наличии отзыва, подписанного научным руководителем, рецензии, подписанной рецензентом и электронного варианта дипломной работы.
  5. Рецензент выбирается студентом по согласованию с научным руководителем из числа преподавателей ЮИ ИГУ. Наравне с основной (внутренней) рецензией допускается внешнее рецензирование, т.е. рецензентом на дипломную работу может выступить научный сотрудник (преподаватель) из другого ВУЗа, практический работник, и т.д. Такая рецензия подписывается рецензентом с указанием полного наименования должности, звания и т.д. и даты, заверяется в отделе кадров организации.

II. Процедура проведения защиты дипломных работ

  1. Начало работы Государственной экзаменационной комиссии в 10.00 (аудиторию необходимо заранее уточнить у научного руководителя или секретаря). Председатель ГЭК (либо его заместитель) объявляет заседание открытым.
  2. Председатель ГЭК (либо его заместитель) оглашает порядок проведения заседания комиссии, а также очередность заслушивания защит дипломных работ.
  3. Для представления дипломной работы студенту отводится время (обычно 5-7 минут), в течение которого необходимо раскрыть актуальность избранной темы, основные проблемы теории и практики, пути их решения и т.п. ВНИМАНИЕ! СЛЕДИТЕ ЗА РЕГЛАМЕНТОМ ВЫСТУПЛЕНИЯ! В противном случае Председатель ГЭК (либо его заместитель) будет вынужден вас прервать!
  4. Если в отзыве и (или) рецензии имеются замечания либо вопросы, студенту необходимо сообщить об устранении замечаний, а также ответить на вопросы, в процессе оглашения вступительной речи во время защиты.
  5. После представления студентом дипломной работы ему могут быть заданы дополнительные вопросы членами комиссии.
  6. После ответов на вопросы и при отсутствии иных вопросов научный руководитель (а в его отсутствие  кто-либо из членов ГЭК по поручению Председателя ГЭК либо его заместителя) оглашает отзыв на дипломную работу.
  7. После оглашения отзыва научного руководителя кто-либо из членов ГЭК по поручению Председателя ГЭК (либо его заместителя) оглашает рецензию на дипломную работу.
  8. Далее студент возвращается на свое место.

ВНИМАНИЕ! В период проведения защиты дипломной работы не допускается использование мобильных телефонов, разговоры, а также вход и выход в (из) аудитории. При необходимости и с разрешения Председателя ГЭК (либо его заместителя) слушатели могут покинуть аудиторию или войти в нее только в перерывах между заслушиванием защит дипломных работ.

!!! Поощряется проведение защиты дипломной работы с использованием мультимедийного оборудования. О необходимости использования такового студенту необходимо уведомить научного руководителя, а также подать заявку секретарю кафедры в письменном виде не позднее, чем за 14 дней до дня защиты.