1) Бурчак Ф.Г. Квалификация преступлений. Киев, 1983.
2) Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. Москва, 2001.
3) Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. Москва, 1972.
4) Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. Москва, 1984.
5) Никонов В.А. Научные основы квалификации преступлений. Тюмень, 1996.
6) Сабитов Р.А. Квалификация уголовно-правовых деяний. Челябинск, 1998.
7) Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. Москва, 1957.
Из приведенного выше списка студент выбирает одну из работ по своему усмотрению и осуществляет ее конспектирование.
Конспектирование осуществляется рукописно разборчивым почерком.
Объем конспекта – тетрадь не менее 18 листов.
Ксерокопии к рассмотрению не принимаются.
Срок сдачи конспектов преподавателю — не позднее 15 мая текущего года.
Решение задачи по уголовному праву предполагает полную и правильную квалификацию тех событий, которые описаны в фабуле задачи. Выполнение этого задания преследует цель – проверить системность знаний студента по курсу уголовного права (а в некоторых случаях – и по смежным дисциплинам), навыки юридического мышления, умение пользоваться правилами формальной логики, а также способности студента применить теоретические знания на практике, аргументируя своё решение ссылками на нормы уголовного закона.
По этой причине ни в коем случае не стоит пренебрегать использованием экземпляра Уголовного кодекса Российской Федерации, который предоставляется студенту для выполнения третьего задания из экзаменационного билета. Не стоит также полагаться на первое впечатление от задачи или на убеждение об ответе на неё, которые возникают при первом ознакомлении с текстом задания. Большинство задач содержат в себе определённую проблемную ситуацию, которую следует обнаружить и правильно оценить. Кроме того, ответ по задаче требует полной квалификации деяний каждого из участников описанных событий, а это затруднительно сделать по памяти, не открывая уголовный закон.
Для успешного решения любой задачи из экзаменационных билетов следует также придерживаться нескольких рекомендаций.
Чтобы не упустить из вида ничего важного, следует придерживаться правил квалификации преступлений, которые преподаются в рамках соответствующих специальных курсов. В настоящей работе мы можем дать лишь самые общие рекомендации на этот счёт.
Во-первых, юридический анализ задачи целесообразно начинать с определения признаков объективной стороны с выстраиванием их во взаимосвязанные явления (во времени), с привязкой по действующим лицам.
Во-вторых, нужно ориентироваться в структуре Особенной части УК и с помощью этих знаний определить круг общественных отношений, которые были нарушены по условиям решаемой задачи. Таким образом можно определить главы Особенной части УК (и даже статьи), которые могут быть применены к данному случаю.
В-третьих, следует определить, нет ли в исследуемом событии признаков правомерного причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
В-четвёртых, следует провести подбор и проверку статей, которые были прежде отобраны для применения к данному случаю. Одновременно решается вопрос о конкуренции норм уголовного закона, а также о совокупности преступлений, о признаках неоконченного преступления, о признаках субъективной стороны (сравниваются известные обстоятельства с содержанием субъективной стороны подбираемых составов преступлений). В итоге необходимо получить вывод об одной или нескольких статьях Особенной части УК, а также о возможной необходимости сослаться на положения статьи 30 УК, если в наличии неоконченное умышленное преступление.
Если имеются признаки соучастия, то сначала рекомендуется определить исполнителя преступления (по признакам объективной стороны конкретного состава преступления), а затем определить роли остальных соучастников и (если имеются основания) форму соучастия.
Следует также помнить, что анализ преступлений, где важен предмет, удобнее начинать с признаков предмета и лишь после этого переходить к признакам объективной стороны (какие манипуляции с предметом преступления произведены, запрещены ли, а если запрещены, то какими статьями или частью статьи Особенной части УК).
Особенное внимание следует уделять признакам специального субъекта, если решение задачи возможно с применением таких статей УК, где субъектный состав специфичен.
В-пятых, следует определить, имеются ли отягчающие или смягчающие обстоятельства из тех статей Особенной части УК, которые подлежат вменению в вину конкретному участнику исследуемых событий. Наличие этих признаков следует обосновать.
В-шестых, следует ответить на дополнительные вопросы по задаче, если таковые поставлены перед студентом в самом тексте задаче.