Масленица

Масленица блинная,
 Сытная, старинная,
 С самоваром, с огоньком,
 Солнцем, снегом, ветерком…

Сказано немало слов,
 Напеку скорей блинов,
 Чтобы под конец зимы
 
Всласть весну встречали мы!

 

Из глубины тысячелетий пришла к нам в XXI век Масленая неделя. Еще древние славяне праздновали несколько мартовских дней, радуясь все удленяющемуся дню и солнцу посвящая их древнему богу плодородия и скотоводства Велесу. И круглый румяный блин тоже ведет свою древнюю историю от жертвенного пирога, посвященного Велесу и олицетворявшего Солнце.

История праздника

Праздник Масленица пришел из древней языческой культуры. Это веселые проводы зимы, когда народ наряжал чучела и сжигал их, провожая зиму.730548_UDNTNc В древности этот праздник приходился на день весеннего солнцестояния, и только с приходом православия его дата стала зависеть от срока Великого поста. Этнографы считают, что она приходилась на время празднования в честь древнего бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота.

Для славян Масленица долгое время была и встречей нового года, ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. До Крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедица) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица - это время, когда пробуждается Природа, и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой. Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями, но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной.

Традиции празднования

Масленица, сырная неделя - праздничный цикл, сохранившийся с языческих (дохристианских) времён. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народные гулянья.

Согласно христианским канонам, это последняя неделя перед постом, когда еще можно есть молоко, сыр и яйца. Она как бы призвана подготовить верующих к Великому посту, чтобы именно в эту сыропустную неделю они пополнили свои запасы. Есть на Масленицу соответственно можно любые блюда, которые не содержат мясо.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая Масленицы. Масленица - это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

В народной традиции празднования Масленицы сохранилось очень много языческих обычаев и обрядов. Некоторые из них были также связаны с природным сельскохозяйственным циклом.

Все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.

  • Понедельник. Первый день называли «Встречей». Соломенную куклу Маслену наряжали в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, чтобы не просмотрела, откуда весна придет. Строили снежные городки. Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён. Родственники ходили друг к другу и договаривались, как будут проводить неделю: например, свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Она должна была помочь по хозяйству, так как вечером свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.

       Первый блин традиционно отдавали нищим - поминать умерших. В понедельник по украинским традициям женщины шли в корчму и начинали праздник Масленицы. Если же к их компании хотели приобщиться мужчины, то им на шею нужно надеть колодку, снять которую можно было, лишь поставив магарыч. Колодку заматывали в полотно и праздновали рождение колодки. Недаром колодка стала украинским символом масленичной недели, ведь Колодий - сын древнерусской богини Лады, был богом брака и семейного благополучия, а масленичную неделю было принято проводить именно в кругу семьи.

  • Вторник. Второй день - «Заигрыш». Начинались разные игры и потехи. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели песни. Во вторник женщины снова собирались в корчме. После гулянья в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день. Второй день, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах: в эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.
  • Среда. Третий день - «Лакомка», в украинской традиции имеет название «Знобы-бабы». В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Кстати, раньше накормить зятя было делом разорительным, устраивался целый пир. Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе.
  • Четверг. Четвертый день звался «Широким». В этот день начиналось основное веселье, возили чучело, катались на санках, ходили колядовать. С четверга Масленица действительно становилась широкой. По украинской традиции женщины снова садились за стол, и вдобавок в этот день нельзя шить и прясть. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега.
  • Пятница. Пятый день - «Тещины вечерки». Здесь, наоборот, теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколение. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму-разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. После этого зятю надлежало покатать свою тещу улицами села или же города. Причем стиль катания в таком случае зависел от характера тещи, то есть злую и сварливую везли по неровной дороге и, наоборот, если теща кроткая, то и дорога ровная, словно струна. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
  • Суббота. Шестой день - «Золовкины посиделки» (золовка - сестра мужа). Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Как правило, в этот же день наряженную Маслену - чучело из соломы - на носилках несли до конца деревни и там с песнями «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились, пели песни, плясали.
  • Воскресенье. Седьмой день - «Прощёное воскресенье», «целовальник», «проводы», «заговенье». В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя.