УДК 341.44+343.13
Самарин Вадим Игоревич
кандидат юридических наук, доцент
кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора
Белорусский государственный университет
220030, Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 4
тел. +37517 20-95-230
e-mail: samarynv@bsu.by
Аннотация. В статье анализируется возможность распространения гарантии невыдачи собственных граждан на граждан иных государств. На практике изредка, но возникают ситуации, связанные с просьбой о выдаче гражданина России, направляемой Беларуси третьими государствами, и наоборот. В рамках Договора о создании Союзного государства принято принципиальное решение выравнивать права граждан двух государств во всех без исключения областях, что также требует единой политики в области экстрадиции. Установлено, что в международных договорах между двумя государствами до настоящего момента проводится разграничение гражданства Беларуси и России. Конституция Республики Беларусь предоставляет исключительно гражданам Республики Беларусь гарантию невыдачи иностранному государству. Автор указывает, что в последние десятилетия формируется два подхода, обеспечивающих допустимость невыдачи третьему государству граждан иного государства. Одни государства настаивают на необходимости обеспечения перевоспитания лица в близком ему окружении (коммуне) и поэтому отказывают в выдаче интегрировавшихся иностранцев-резидентов без привязки к их гражданству. Иные – основанием для отказа в выдаче неграждан видят необходимость обеспечения равных прав в рамках интеграционного образования. Анализ действующего законодательства показывает, что если Беларусь откажет в выдаче гражданина Российской Федерации третьему государству за преступление, совершенное в последнем, не получив просьбы о выдаче такого лица от России, она сама не сможет уголовно преследовать такого иностранного гражданина и поставит его в привилегированное положение по сравнению со своими гражданами, нарушив принцип неотвратимости ответственности. В настоящий момент невыдача третьим государствам Беларусью граждан России и Россией граждан Беларуси по основанию одной лишь принадлежности их к гражданам Союзного государства не в полной мере будет соответствовать международно-правовым обязательствам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству обоих государств.
Ключевые слова: выдача обвиняемых и осужденных, невыдача граждан, отказ в выдаче, Союзное государство.
Prohibition of Issue of Own Citizens and Equality of Citizens in Conditions of Integration
Samarin Vadim Igorevich
Ph. D. in Law, Associate Professor
Department of Criminal Procedure and Public Prosecutions
Belarusian State University
4, av. Nezavisimosti, Minsk, Belarus, 220030
phone +375 17 20-95-230
e-mail: samarynv@bsu.by
Abstract. The article reveals the possibility of extending the guarantee of non-extradition of own citizens onto citizens of other states. In practice, occasionally, there are cases related to the request for the extradition of a Russian citizen sent to Belarus by third states, and vice versa. In the framework of the Treaty on the establishment of the Union State, it was basically decided to equalize the rights of citizens of the two states in all areas without exception, which also requires a unified policy in the field of extradition. It has been established within the research that in the international treaties between the two states, a distinction is made between the citizenship of Belarus and Russia. The Constitution of the Republic of Belarus grants exclusively to citizens of the Republic of Belarus a guarantee of non-extradition to a foreign state. The author points out that in the last decades two approaches were formed ensuring the admissibility of non-extradition to a third state of foreign citizens. Some states stand on the need to ensure the rehabilitation of a person in a neighborhood close to him/her (in the commune) and therefore they refuse to extradite integrated foreign residents regardless of their citizenship. Other states see the reason for refusing to extradite non-citizens in the need to ensure equal rights within the framework of integration establishments. An analysis of the current legislation shows that if Belarus refuses to extradite a citizen of the Russian Federation to a third state for the crime committed in the latter without receiving a request for the extradition of such a person from Russia, it will not be able to prosecute such a foreign citizen itself and so will place him/her in a privileged position in comparison with its own citizens, violating the principle of the inevitability of responsibility. At present, non-extradition of citizens of Russia from Belarus and citizens of Belarus from Russia to third countries on the basis of their belonging to citizens of the Union State does not fully comply with international legal obligations and the national criminal and criminal procedural legislation of both states.
Keywords: extradition of accused and convicted, non-extradition of nationals, refusal of extradition, union state.
Полный текст статьи доступен по адресу: https://elibrary.ru/item.asp?id=35656092