Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего

УДК 343.98

 

Фомина Инна Анатольевна 

кандидат юридических наук, доцент

кафедра судебного права

Юридический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел. +7 3952 52-11-87

e-mail: iafomina@mail.ru

 

Горбачева Елена Васильевна 

кандидат юридических наук, доцент

кафедра судебного права

Юридический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел. +7 3952 52-11-87

e-mail: 682284@gmail.com

 

Аннотация. В статье исследуются некоторые процессуальные и криминалистические особенности участия педагога или психолога при производстве такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего. Проведение полного, всестороннего и объективного судебного разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется эффективностью организации и ведения предварительного следствия по данной категории дел. Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. Сущность этого следственного действия с участием несовершеннолетних раскрывается в статье через процессуальные, тактические и психологические особенности его производства с учетом личности субъекта допроса. В статье отмечается, что уяснение сущности участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего всегда определяется не через какую-то отдельно взятую задачу такого участия, а посредством рассмотрения их всех в совокупности. Авторами предпринята попытка обосновать значимость внесения изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство в части участия специалистов при производстве следственных действий по делам несовершеннолетних. Рассмотрены вопросы необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, что является дополнительной процессуальной гарантией охраны их прав и установления истины, обеспечения воспитательного и предупредительного воздействия судопроизводства. Поднимаются проблемы не только процессуального и тактического, но и организационного характера при участии педагога или психолога при производстве допроса. Отмечается, что без их решения говорить о максимальной
реализации прав и гарантий несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством, невозможно. В этом случае эта цель не может быть достигнута, если названные лица будут только присутствовать при допросе.
Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая тактика, тактика допроса, допрос несовершеннолетних, тактика допроса несовершеннолетних, участие педагога при допросе, участие психолога при
допросе, преступность несовершеннолетних.

Aspects of the Participation of a Pedagogue and a Psychologist in the Tactics of Interrogation of a Minor

 

Fomina Inna Anatolyevna

Ph. D. in Law, Associate Professor

Department of Judicial Law

Law Institute, Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, Russian Federation, 664003

phone +7 3952 52-11-87
e-mail: iafomina@mail.ru

 

Gorbacheva Elena Vasilievna

Ph. D. in Law, Associate Professor

Department of Judicial Law

Law Institute, Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, Russian Federation, 664003

phone +7 3952 52-11-87

e-mail: 682284@gmail.com

 

Abstract. The article investigates some procedural and forensic features of the participation of a pedagogue or a psychologist in the production of such an investigative action as an interrogation of a minor. The conduct of a full, comprehensive and objective trial of juvenile cases is largely determined by the effectiveness of the organization and conduct of preliminary investigation in this category of cases. To achieve a full and objective investigation, an investigative action, such as an interrogation, is great importance. The essence of this investigative action involving minors is disclosed in the article through the procedural, tactical and psychological features of its production, taking into account the personality of the subject of interrogation. The article notes that the clarification of the essence of the participation of a pedagogue or a psychologist in the interrogation of a minor suspect, accused, witness, victim is always determined not through any single task of such participation, but through consideration of all of them in the aggregate. The authors attempted to justify the significance of introducing changes in the current criminal procedural legislation regarding the participation of specialists in the conduct of investigative actions in cases of minors. The issues of the need to take into account the age and individual characteristics of minors are considered, which is an additional procedural guarantee for the protection of their rights and for establishing the truth, ensuring the educational and preventive impact of judicial proceedings. The problems are raised not only procedural and tactical, but organizational, with the participation of a teacher or a psychologist in the production of interrogation. It is noted that without their decision, it is impossible to talk about the maximum realization of the rights and guarantees of minors provided for by the current legislation. In this case, this goal can not be achieved if the named persons will only be present during the interrogation.
Key words: criminalistics, forensic tactics, interrogation tactics, interrogation of minors, tactics of interrogation of minors, participation of a pedagogue during interrogation, participation of a psychologist during interrogation, juvenile delinquency.

 

Полный текст статьи доступен по адресу: https://elibrary.ru/item.asp?id=35656093