Институт сити-менеджера: проблемы теории и практики

УДК 352.075.31
 

Константинов Кирилл Владимирович 

преподаватель, кафедра конституционного права и теории права

Юридический институт, Иркутский государственный университет

Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел. +7 3952 52-11-88

e-mail: kirill-konstantinov@bk.ru

 

Аннотация. С политико-правовых позиций рассматриваются особенности функционирования института сити-менеджера, введенного

в структуру местной власти в ходе крупномасштабной реформы муниципального управления в России. Для наиболее полного раскрытия

темы исследования анализируются исторические особенности возникновения модели управления муниципальным образованием

с привлечением профессионального управленца, специфические условия ее развития в российском муниципально-правовом пространстве.

Правовой статус наемного руководителя местной администрации раскрывается через призму предоставленных ему действующим

законодательством функциональных возможностей. Исследуются проблемные аспекты взаимодействия городского управляющего

с иными субъектами публичной власти. В частности, комплексной оценке подлежат взаимоотношения сити-менеджера и главы муниципалитета:

указывается, что их сосуществование изначально носит конфликтный характер. Подчеркивается трансформация политико-правового положения

представительного органа муниципального образования вследствие наделения его полномочиями организационно-технического свойства

в отношении главы местной администрации, исполняющего свои обязанности по контракту. Выявляются усилившиеся в результате появления

указанного института централистские тенденции в построении системы взаимодействия между региональным и местным уровнями власти,

проводится оценка механизмов воздействия регионального руководства на муниципальные образования, высказываются опасения относительно

существования возможности огосударствления местного самоуправления. Институт сити-менеджера подлежит рассмотрению в аспекте реализации

конституционного права граждан на местное самоуправление. Отмечаются недостатки в области законодательного оформления рассматриваемой

управленческой модели. Выдвигаются предположения относительно причин невостребованности и неэффективности использования данного института.

Указывается на невозможность преодоления проблем недостаточного материально-экономического обеспечения муниципальных образований путем

внедрения организационных изменений. Подчеркивается, что институциональные новшества не способны изменить сложившуюся на локальном уровне

политико-управленческую ситуацию, поскольку необходимым условием повышения качества управления муниципальным

образованием является наличие достаточной ресурсной базы.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная власть, глава местной администрации, сити-менеджер, модель управления муниципальным образованием.

 

Institute of City Manager: Theoretical and Practical Problems

 

Konstantinov Kirill Vladimirovich

Lecturer, Department of Constitutional Law and Theory of Law

Law Institute, Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, Russian Federation, 664003

phone +7 3952 52-11-88

e-mail: kirill-konstantinov@bk.ru



Abstract. The article considers politico-legal viewpoints on particularity aspects of city manager institute initiated to a local authority structure in the course of wide-scale

local government reform in Russia. The paper analyzes historical aspects of professional management model origination and considers specific conditions of its development

in Russian legal framework. The legal status of hired manager of local administration is considered through the prism of statutable facilities. The article explores the problematic

aspects of cooperation between city-manager and the other members of public authority. In particular, authors reveal mutual relations between the city-manager and the head

of local administration, whose coexistence has controversial format. The article punctuates the politico-legal transformation of the local representative bodies in consequence

of delegation organizational and technical powers to the head of local administration. The authors reveal the increasing centralist trends in cooperation between the regional

and local levels of governance. The authors also emphasize the regional government impact on municipal authorities. City-manager institute is subject to review by aspect

of local self-government constitutional right. The article marks out weaknesses in legislative formalization of the considering management model. The authors make an

assumption about the absence of demand causes and inefficiency of the considering institute. The article indicates inability of overriding the material-security problem

in municipalities. The authors point out today’s administrative situation which is could not be changed without sufficient reserve base.
Key words: local government, municipal authority, head of local administration, city manager, management model of municipalities.

 

Полный текст статьи доступен по адресу: https://elibrary.ru/item.asp?id=35177049