Реализация программы двухуровневого юридического образования в Иркутском государственном университете началась в 2011 году. Сегодня бакалавры-«первопроходцы» Юридического института ИГУ успешно сдают летнюю экзаменационную сессию. Директор Юридического института ИГУ Олег Петрович Личичан подводит первые итоги и опровергает заблуждения, касающиеся новой системы высшего юридического образования.
В чем преимущества новой системы высшего образования? В первую очередь в том, что Болонская декларация предоставляет студентам больше академических свобод. Это касается выбора профессии и вариантов для дальнейшего обучения, мобильности в процессе учебы.
Во-первых, окончив бакалавриат, необязательно сразу поступать в магистратуру. Можно сначала попробовать себя в профессиональной деятельности, чтобы понять, каких знаний не хватает для дальнейшего карьерного роста.
Во-вторых, выпускник-бакалавр может выбрать для обучения в магистратуре любое направление и любой вуз (в том числе и за рубежом). То есть выпускник бакалавриата получает свободу выбора: углублять свои знания в избранной отрасли или осваивать новые профессиональные сферы.
В-третьих, во время учебы студент может проходить семестровые и годовые стажировки в российских и зарубежных университетах без потери времени. Специалитет зачастую ставил обучающегося перед выбором: либо брать академический отпуск, чтобы уехать за рубеж, либо сократить стажировку до 1-3 месяцев, чтобы успеть вернуться и сдать сессию в своем университете. Учебные программы бакалавриата и магистратуры предусматривают унифицированные зачетные единицы, то есть оценки за экзамены, полученные во время стажировки, будут учитываться и в родном вузе.
Всегда вызывает недоумение уверенное высказывание о том, что как только вузы перейдут на двухуровневую систему образования, выпускники сразу станут недостаточно подготовленными к профессиональной деятельности. Иркутский государственный университет имеет почти столетний опыт подготовки и обучения специалистов в разных областях, бережно хранит и приумножает традиции отечественного образования и науки. Все эти знания и методики не могут исчезнуть в одночасье.
В этой связи, переходя на бакалавриат и магистратуру, мы максимально адаптируем успешные и проверенные временем программы и проекты к новой системе образования. Тем более что Юридический институт ИГУ уже давно использует многие образовательные технологии и методики, введения которых требует Болонская декларация (ролевые и деловые игры, тренинги, кейс-стади и т. д.).
Скажу больше, в скором времени поговорка «от сессии до сессии живут студенты весело» станет неактуальной. В Юридическом институте ИГУ внедряется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости. Теперь обучающимся предстоит в течение семестра зарабатывать необходимое количество баллов, чтобы получить зачет или экзамен. Такая система призвана повысить объективность оценки знаний студента и максимально вовлечь его в учебный процесс.
Следует отметить, что учебные программы подготовки юристов в ИГУ были не сокращены, а оптимизированы. Отдельные дисциплины объединены в общий курс, у других сократилась теоретическая часть и значительно увеличилась доля практических занятий.
В учебном плане по прежнему предусмотрено прохождение студентами и ознакомительной, и преддипломной практики. Юридический институт ИГУ имеет договоры о сотрудничестве со 100 государственными, общественными и коммерческими организациями, принимающими студентов на практику. Кроме того, студенты-бакалавры смогут проходить обучение в Юридической клинике ЮИ ИГУ, чтобы освоить навыки юридического консультирования граждан и получить практический опыт составления юридических документов.
Продолжается сотрудничество с университетами Европы и Азии (Франции, Германии, Италии, Польши, Словении, Китая, Южной Кореи, Монголии). Студенты ЮИ ИГУ могут поехать на научные и языковые стажировки, участвовать в международных семинарах, открытых лекциях, научно-правовых школах. Отдельная программа предполагает получение степени магистра права в Университете им. А. Мицкевича (г. Познань, Польша).
Огромное внимание по прежнему уделяется нравственно-эстетическому воспитанию, творческому и спортивному развитию студентов.
Кажущимся недостатком бакалавриата является утверждение о том, что выпускники-специалисты более востребованы на рынке труда ввиду сложившихся отечественных традиций. Конечно, работодатели с осторожностью смотрят на выпускников-бакалавров, как и все мы настороженно принимаем новые и незнакомые нам вещи. Однако переход на новую систему высшего образования — это возможность для учебных заведений и организаций-работодателей совместными усилиями оптимизировать образовательный процесс под реальные профессиональные задачи.
Принимая активное участие в формировании учебных программ, преподавательской деятельности и оценке уровня подготовки выпускников, работодатели способствуют созданию востребованной системы практико-ориентированного обучения. Бакалавриат в ЮИ ИГУ направлен на развитие у студентов профессиональных компетенций, которые необходимы для решения специальных задач, возникающих в повседневной работе юриста. Уверен, что уже в ближайшее время практические навыки выпускников бакалавриата будут положительно оценены работодателями и профессиональным юридическим сообществом.