Новость

2018-12-06

Заседание Общественного совета по экологии

6 декабря 2018 года состоялось заседание Общественного совета по экологии Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в котором приняли участие сотрудники природоохранного ведомства, представители научной и экологической общественности, волонтеры экологических движений. Очередное заседание Общественного совета было посвящено состоянию законности в сфере исполнения законодательства на Байкальской природной территории.

В работе Общественного совета участвовали ректор Иркутского государственного университета, академик РАН И. В. Бычков и директор Юридического института ИГУ О. П. Личичан. Природоохранные прокуроры и экспертное экологическое сообщество обсудили современное состояние и проблемы лесного комплекса Приангарья, вопросы правовой охраны и защиты «зеленого» богатства региона, пути совершенствования организационно-правового механизма обеспечения и сохранения лесных ресурсов.

В докладах и выступлениях экспертов Общественного совета по экологии было отмечено, что актуальность проблематики потребительского и хищнического отношения к лесным ресурсам Байкальского региона остается первостепенной и важной, особенно в последние 15-20 лет.

Руководитель Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, старший советник юстиции Сергей Зенков отметил, что потребительское и варварское отношение к лесным богатствам региона, высокий уровень криминализации «лесного бизнеса» и коррумпированность чиновников лесного ведомства на всех уровнях власти, укоренение психологии о несметности и неисчерпаемости лесных ресурсов породили ситуацию, когда никто не знает действительного драматического положения вещей в этой сфере хозяйственной деятельности. Федеральные и региональные органы, в компетенцию которых входит реализация государственной политики в области лесного хозяйства, действуют вслепую, полномочия реализуются несистемно и хаотично, порой субъективно, не опираясь на научные рекомендации специалистов в области лесоустройства, не учитывая общественного мнения и интересов жителей нашего края.

Ежегодно на территории Иркутской области вырубается 35 млн. куб. м. леса. Для сравнения, в Красноярском крае – 18 млн. куб. м., в Республике Бурятия – 2 млн. куб. м. За последние годы объем только санитарных вырубок с 8,7 млн. га поднялся до 30 тыс. га. В этой катастрофической ситуации официальная позиция Министерства лесного комплекса Иркутской области остается более чем оптимистичной. Министерство считает, что в Приангарье обстановка с лесом благоприятная, леса достаточно и даже по отдельным районам его с избытком и запасом на отдаленную перспективу, лес можно и нужно вырубать. При этом всегда особо подчеркивается роль лесного ведомства в непримиримой борьбе с «черными лесорубами» и мелкими лесозаготовителями. На деле, как отметил глава Байкальской природоохранной прокуратуры, эта борьба сводится к элементарному переделу сфер влияния в пользу крупных, зачастую международных «лесных» ОПГ. Так, под видом санитарных вырубок, экологических коридоров, противопожарных просек в соседний Китай вывозится ежегодно более 700 тыс. куб. м. деловой древесины и пиломатериалов. По образному выражению одного из экспертов Общественного совета, Приангарье давно превратилось в «месторождение бревен» международной лесной мафии.

По оценкам представителей Российского Общенародного фронта ежегодный теневой оборот «лесной мафии» в России составляет около 1 трлн. рублей. Положение еще более усугубляется и тем, что в последние годы в нашем регионе практически не ведутся лесовосстановительные работы. Более 1 млн. га в Иркутской области нуждается в лесовосстановительных и рекультивационных мероприятиях.

Научная общественность Приангарья и представители волонтерских экологических движений высказывают серьезную тревогу не только по поводу бесконтрольной вырубки леса, но и многих сопутствующих этому процессу проблем: захламленности и замусоренности мест вырубок и, как следствие, их пожароопасность, угрозы оползней и селей участков земли, оставшихся без естественной корневой основы, обезвоживание почвы и обмеление рек, исчезновение кормовой базы для животного мира и мн. др.

По словам экспертов, природа – это очень тонко настроенный живой организм, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Заболевание или сбой хотя бы одного элемента этого организма, безусловно, по цепочке сказывается на общем состоянии природного механизма.

По мнению члена Общественного совета по экологии, академика РАН Игоря Бычкова ситуация в лесном комплексе Приангарья, даже на фоне других «лесных» регионов страны, достигла свое критической отметки и данный вопрос нуждается в срочном реагировании со стороны федерального центра на уровне Правительства Российской Федерации. И. В. Бычков считает, что «созрели все объективные условия для введения на территории Приангарья моратория на вырубку и вывоз за рубеж леса, разработку и принятия федеральной целевой программы лесовосстановительных и лесоустроительных мероприятий, а также усилению правоприменительной деятельности в области охраны лесов, неотвратимости наказания должностных лиц и организаций за нарушение лесного законодательства Российской Федерации».

Следует с удовлетворением отметить, что Байкальская природоохранная прокуратура, сравнительно недавно образованная, очень оперативно, с первых шагов в своей деятельности обращается к таким острым и наболевшим проблемам нашего региона, как бесконтрольная вырубка лесных ресурсов и нарушения законодательства об охране озер Байкал и Байкальской природной территории, – сказал директор Юридического института ИГУ О. П. Личичан. – Проблема, которая была поднята природоохранными прокурорами    и экологической общественностью носит безусловно комплексный государственный характер. Следует, на мой взгляд, выработать более эффективный механизм функционирования лесной отрасли в Иркутской области.  Он должен включать в себя экономические, социальные, организационные и правовые аспекты этой сферы хозяйственной деятельности.

В частности, на заседании Общественного совета поднимался вопрос об оптимизации структуры хозяйствующих субъектов лесной отрасли, которая должна отвечать всем современным техническим, технологическим и организационно-правовым требованиям. Это должны быть, по мнению экспертов, лесозаготовительные организации, которые включают полный производственный цикл, обеспечены квалифицированными кадрами, имеют устойчивое экономическое, финансовое и управленческое положение. Кроме того, нуждается в дальнейшем совершенствовании система управления лесными ресурсами как на федеральном, так и региональном уровне. Недопустимо, когда на региональном уровне министерства и ведомства осуществляют полномочия распорядительного характера и одновременно контролируют сами себя по исполнению законодательства в сфере лесного хозяйства. Эта компетенция безусловно должна быть разведена.

Наряду с мероприятиями государственно-правового характера важно обеспечить эффективное функционирование общественного контроля в этой сфере. Независимая общественная экспертиза и контроль со стороны экспертных сообществ, средств массовой информации, экологических правозащитных и волонтерских организаций позволит государственным правоохранительным органам оперативно реагировать на нарушение природоохранного законодательства.


Все новости