История ЮИ ИГУ. Часть 3

Развитие юридического факультета ИГУ в 1970-1985 гг.

Время последних советских десятилетий характеризуется рядом особенностей, которые оказали воздействие на жизнь факультета. Именно в 70 — 80-е годы финансирование высшей школы достигло самого высокого уровня, расширялась сеть вузов, увеличивалось количество студентов, и в тоже время это был наиболее демократичный и гуманный период за всю советскую историю. Характерной чертой этого периода являлось, понимание значения законности и правопорядка для жизни страны. Это понимание (истинное или имитируемое) овладело обществом и значительной частью чиновников и обусловило развитие законодательной базы государства, рост правовой культуры его граждан и перевод отношений между юридическими лицами в правовое русло.

Всё это вызвало растущее внимание государственных структур к развитию юридического образования, а также повышение престижности профессий, базирующихся на правоведении. На практике это выразилось в усилении партийно-государственного контроля над развитием материальной базы юридических факультетов, в увеличении числа обучающихся, в совершенствовании подбора, расстановки и подготовки профессорско-преподавательских кадров, в более широком привлечении их к пропаганде правовых знаний среди населения и трудовых коллективов. С другой стороны, потребность в правовом регулировании проявилась в создании высокого конкурса среди абитуриентов, поступавших на эти факультеты.

Юридический факультет в 70 — 80-е годы являлся структурным подразделением Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова, и в этом качестве решал свои основные задачи — осуществление учебно-профессиональной подготовки юристов высшей квалификации и организацию научно-исследовательской работы в области правоведения. Совместно со своим Читинским филиалом он обеспечивал потребности в юридических кадрах огромной территории от Тувы на западе до Приморья на востоке, от Якутии на севере до Монголии на юге.

Юрфак представлял собой сложно организованный учебно-научный комплекс, в составе очного, вечернего и заочного отделений. Здесь готовили специалистов по специальности N 1801 — правоведение. Территориально он находился в Иркутской и Читинской областях, с деканатом в Иркутске, а в Чите располагался заочный юридический факультет на правах его отделения. Высшим органом юрфака являлся Совет факультета, в который входили декан, заведующие кафедрами, руководители партийной, комсомольской и профсоюзных организаций. На его заседаниях рассматривались важнейшие проблемы факультета от кадровых вопросов до утверждения спецкурсов, от организации работы лаборантов до итогов сессии, от создания криминологической лаборатории, до вопросов спортивно-массовой работы.

Факультет управлялся деканатом в составе декана, и его заместителей (по дневному обучению, заочному и вечернему обучению, работе с иностранными студентами, физическому воспитанию и спорту). В рассматриваемый период деканами факультета были В.А. Пертцик, О.В. Иванов, Г.Б. Виттенберг, Н.И. Трофимов. Техническую работу по обслуживанию учебного процесса на каждом отделении выполняли методисты. Во главе кафедры стоял заведующий, техническую работу исполняли лаборанты и заведующие кабинетами.

На факультете работало пять кафедр: теории и истории государства и права; государственного права и советского строительства; гражданского права и процесса; уголовного права; уголовного процесса и криминалистики.

Первой стадией организации учебного процесса является набор учащихся на первый курс. Его организацией занималась Приёмная комиссия, в которую входили представители деканата, общественных организаций, преподаватели и лаборанты. Работа Комиссии продолжалась круглый год в два этапа: подготовительного (сентябрь-июнь) и основного (20 июня — 3 сентября). В 1972 г. на юрфаке была создана Общественная приёмная комиссия, в её составе работали десятки студентов. Одна из наиболее активных её руководителей — Т. Эпова в 1977 г. возглавила университетскую Общественную комиссию и была избрана заместителем секретаря комитета ВЛКСМ ИГУ по вневузовской работе.

Основной задачей Подготовительного периода являлась профориентационная работа с потенциальными абитуриентами, включавшая в себя чтение лекций и выступления агитбригад о факультете перед школьниками, публикацию материалов в СМИ. Большой интерес вызывала организация выставок в школах и Дни открытых дверей на факультете. В Основной период усилия направлялись на проведение собеседований с абитуриентами, дежурство и организацию встреч поступающих с администрацией и преподавателями факультета в общежитии. Много усилий требовала помощь абитуриентам во время экзаменов, кропотливая и скрупулёзная работа с документами, а завершалась кампания проведением собраний с поступившими на факультет.

Наиболее массовым мероприятием являлось проведение 1 сентября праздника — Дня первокурсника. В этот день все студенты 1 курса ИГУ собирались в самом крупном зрительном зале Иркутска — Дворце спорта. Ежегодно в октябре проводился вечер посвящения первокурсников в студенты. Его торжественную часть традиционно открывал декан, а кульминацией мероприятия было принятие первокурсниками клятвы студентов-юристов. Этот вечер официально ставил точку в годовой работе по набору студентов.

Набор на факультет производился из различных источников: это были выпускники школ, училищ и граждане, работавшие в народном хозяйстве; второй многочисленной группой являлись абитуриенты, направленные правоохранительными органами. С начала 70-х гг. на факультет стали приходить выпускники Подготовительного отделения ИГУ. Специфической группой поступавших являлись иностранные граждане и, прежде всего, из Монголии.

Работа по набору требовала привлечения значительных сил преподавателей, сотрудников и студентов, тем более, что весь рассматриваемый период, происходило увеличение количества принимаемых на первый курс. Представление о масштабе производимой работы дают данные 1980 г., когда при наборе на дневное отделение в 150 мест, поступали 590, на заочное — 100 и 389, вечернее — 50 и 193 человека . Традиционную структуру набора демонстрируют данные 1973 г., когда из 125, зачисленных на первый курс дневного отделения, 85 — имели производственный стаж, в том числе 6 — по специальности, 33 — были демобилизованными войнами, двое — выпускниками техникумов, трое — школ рабочей молодёжи, остальные — общеобразовательных школ.

Основополагающей характеристикой факультета является численность обучающихся на нём студентов, в рассматриваемый период их количество постоянно росло. В 1971 г. структура факультета была следующей: Дневное обучение — 621 чел., Вечернее — 129 чел., Заочное — 840 чел. — всего 1590 учащихся, в 1972 г. произошло некоторое увеличение численности: 632, 150 и 924 человек соответственно. В 1980 г. на дневном отделении училось 750, на вечернем — 260, а на заочном — 1147 человек. В целом за рассматриваемый 15-летний период количество студентов на юридическом факультете увеличилось с полутора до более двух тысяч человек.

Юридическому факультету отводилась важная роль в деле подготовки кадров для МНР, в 1976 г. здесь обучалось 86, а в 1980 — 92 человека. В 1980 г. на факультете была образована первая чисто монгольская учебная группа, этот шаг оправдал себя, и в 1982 г. была создана вторая. Организация специализированной академической группы привела к изменению системы обучения, был скорректирован план занятий, монгольским студентам стали уделять больше внимания и работать с ними индивидуально. Благодаря этому повысилась успеваемость, активизировалась общественная жизнь группы, а через это возросла активность на занятиях и учебная дисциплина. В 1982/83 уч. году на факультете обучалось уже 106 граждан Монголии.

Организация учебного процесса зависит от соотношения количества студентов и преподавателей. Определённое представление о динамике развития преподавательского коллектива юридического факультета ИГУ даёт Таблица:

Год   1970 1971 1976 1980 1985
Количество преподавателей 36 42 50 52 57

 

Она свидетельствует об увеличении на 58% от уровня 1970 г. числа работавших на факультете преподавателей. Вместе с тем, опережающий рост количества студентов, привёл к тому, что реальная нагрузка на преподавателя выросла с 38 студентов на 1 сотрудника в 1971 г. до 42 в 1980 г., что не способствовало повышению качества учебного процесса.

Важную роль в деле совершенствования учебного процесса играла Учебно-методическая комиссия. Так в 1983 г., она вела работу по следующим основным направлениям: а) методика преподавания в высшей школе (доц. А.Н. Копьёва); б) методика преподавания на заочном и вечернем отделениях (ст. преп. В.И. Арькова); в) самостоятельная работа студентов (доц. М.Н. Кузьмина); г) издание учебно-методической литературы (к.ю.н. Н.М. Рябцовская ); д) практика и стажировка (к.ю.н. С.С. Акманов); е) методика проведения практических и семинарских занятий (ст. преп. Н.А. Пьянов); ж) работа с иностранными студентами (ст. преп. Ж.В. Фукс); з) учебные планы и программы (доц. Г.А. Фоменко); и) НИРС (преп. С.И. Шишкин) и др.

С первых дней появления студентов на факультете учебно-педагогический коллектив и общественные организации вели борьбу за их успеваемость и повышение качества знаний. Несмотря на высокий конкурс при поступлении на юрфак, уровень знаний и способность к самостоятельному изучению материала были различными, и поэтому ряд студентов требовал к себе особого внимания. Отличники учёбы получали повышенные и именные стипендии, ежегодно значком ЦК ВЛКСМ «За отличную учёбу» награждались 15-20 отличников. Традиционно успеваемость была высокой, так по итогам летней сессии 1980 г. она составила 92,8%., а в 1983 г. достигла 94%.

Высокий уровень знаний демонстрировали студенты на сдаче государственных экзаменов и защите дипломов, так в 1983 г. по дневной форме обучения к защите дипломных сочинений и сдаче государственных экзаменов было допущено 142 студента, успешно прошёл испытания 141 человек. На хорошо и отлично сдали 111 студентов, при защите дипломов экзаменационные комиссии признали, что 82 работы заслуживают внедрения в практику.

Кроме общеюридической подготовки на факультете действовала система профессиональной специализации студентов. В соответствии с интересами народного хозяйства, кафедры готовили студентов по трём специализациям: государственно-правовой, хозяйственно-правовой, прокурорской и судебно-следственной. Специализации производились в рамках единой специальности «Правоведение», таким образом, готовились специалисты широкого профиля, что является отличительной чертой университетского образования. В дипломах, вручаемых выпускникам, содержалось указание об окончании факультета по специальности правоведение и присвоении им квалификации «юриста».

Специализация студентов осуществлялась в первую очередь через изучение спецкурсов, дающих углублённые, конкретные профессиональные знания по выбранной ими отрасли науки и практической деятельности. Спецкурсы, обсуждались на кафедрах и утверждались Учёным советом факультета, так 2 июня 1975 г. была принята программа на учебный год, включавшая 25 спецкурсов. Для их чтения привлекались ведущие специалисты: учёные университета и сотрудники других учебных заведений, практические работники. К примеру, в сентябре 1976 г. кафедра Теории и истории государства и права использовала для чтения спецкурса «Проблемы теории государства и права» проф. Академии общественных наук при ЦК КПСС В.А. Черноголовкина.

Организация специализации производилась совместно с заинтересованными структурами, так 29 ноября 1974 г. Совет юрфака принял выработанное доц. В.И. Шикановым и полк. Н.П. Барашковым решение о подготовке студентов к работе в органах внутренних дел. В русле выполнения этого решения каф. Уголовного процесса и криминалистики совместно с УВД Иркутской области подготовила программу специализации на весь период обучения. Деканат в рамках судебно-прокурорско-следственной специализации произвёл набор из студентов, не имевших медицинских противопоказаний. С ними проводились занятия по факультативным дисциплинам, отражающим особенности деятельности милиции и взаимодействие её с другими государственными органами в борьбе с преступностью. Совет факультета 16 мая 1975 г. принял решение о подготовке специалистов для работы в органах социального обеспечения. На его основе с 1975/76 уч. года ежегодно 10-15 студентов готовилось для работы в органах Министерства социального обеспечения РСФСР. Решению задачи обеспечения кадрами народного хозяйства служила хозяйственно-правовая специализация, введённая на всех трёх отделениях факультета.

Особую группу составляли студенты — граждане МНР, большинство из которых обучалось по следственно-прокурорской специализации. Исходя из специфики будущей работы, для них читались спецкурсы «Монгольское законодательство» (проф. Г.Б. Виттенберг), «Трудовое законодательство МНР», «История государства и права МНР» (преп. М.Я. Протасова) и др.

Обязательным элементом учебного процесса и средством специализации является производственная практика. Её организацией занимались все кафедры, а базами практики были исполкомы Советов, органы прокуратуры, отделы внутренних дел, суды, предприятия, организации Бурятской и Якутской республик, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей и Монголии.

Отличительной чертой университетского образования является привлечению студентов к научно-исследовательской работе (НИРС). На факультете сделали ставку на привитие студентам умения пополнять объём своих знаний; творчески усваивать информацию, получаемую на лекционных и практических занятиях. Основной формой вовлечения студентов в НИР стали кружки и проблемные группы при кафедрах. Студенты изучали историю государства, проблемы государственного права и советского строительства, гражданского права и процесса, криминалистики и т.п. Так в 1971 г. на факультете работало 13 научных кружков (больше чем на любом другом в ИГУ) в которых занималось 204 студента. Научным руководителем Совета научного студенческого общества (НСО) была В.Я. Рыбальская. В 1972 г. действовали кружки: «Теории государства и права», «Уголовного права», «Международного права», «Криминологии» и др. в которых работали 211 человек. Для первокурсников основной формой научной работы была подготовка рефератов.

К середине 70-х годов на факультете сложилась трёхэлементная система НИРС: — инициативные кружки; — проблемные кружки; — проблемные группы. Благодаря ей каждый второй студент делал доклад в научных кружках. Кроме этого десятки человек обучались по индивидуальному учебному плану. Перевод студента (с 3 курса) на работу по индивидуальному графику осуществлялся Советом факультета по ходатайству кафедры. К началу 1981 г. при каждой кафедре работало около 10 научных кружков и проблемных групп.

Студенты излагали свои взгляды и результаты исследований не только на заседаниях кружка, но и на представительных конференциях. Ежегодно проводились факультетские студенческие конференции, в декабре 1972 г. авторы лучших исследовательских работ факультета участвовали в научной студенческой конференции, организованной юридическим факультетом МГУ. В ней приняли участие представители всех юридических вузов страны и т.д.

Организаторы студенческих научных конференций искали новые формы работы, повышавшие их эффективность и привлекательность, в частности, в 1980 г. она проводилась по циклам, на каждом из которых присутствовало жюри, определявшее лучшие доклады. Из 68 научных сообщений 23 были определены как лучшие и их авторы награждены. А в феврале 1983 г. состоялась традиционная совместная НПК студентов юрфака ИГУ и Иркутского отделения Хабаровской высшей школы милиции. На конференции работали секции, руководство которыми осуществляли преподаватели юридического факультета и высшей школы милиции. Всего было заслушано 43 сообщения.

Научно-исследовательская работа студентов юрфака отличалась системным подходом, размахом и высоким уровнем. Об этом свидетельствовали результаты их участия в представительных конкурсах и смотрах, так в 1971/72 уч. году В. Амосов стал лауреатом Всесоюзного конкурса по юридическим наукам, 7 человек — лауреатами Всесоюзного конкурса по общественным наукам и ещё 7 — лауреатами Всесоюзного конкурса дипломных работ. В 1972 г. Л. Синчерова и Л. Павлова выступали в МГУ и были отмечены дипломами первой степени, в Харьковском юридическом институте — Н. Бортковская, в Воронеже – В. Смоколина, в Красноярске — С. Головизин и др.

В 1973 г. из 30 работ, выдвинутых от ИГУ на Всесоюзный смотр, 8 было от факультета. В 1978 г. от юрфака на Всероссийскую выставку-смотр (г. Владимир) было представлено 4 экспоната, три из них были отмечены дипломами. На зональный тур Всесоюзного конкурса на лучшую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам (г. Иркутск — 1978) от факультета было представлено 18 работ, из них 6 прошли во Всесоюзный тур. В 1984 г. Е. Ахминеева стала лауреатом IX Всесоюзного конкурса по общественным наукам..., а в 1985 г — И. Воронкин – Всесоюзной олимпиады «Студент и научно-технический прогресс» и т. д. В конкурсах участвовали не только советские студенты, так во Всесоюзный тур «Конкурса студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного молодёжного движения»(1974 г.) прошли работы граждан МНР Жемьянгийн Эрдэнбатора и Цэрэндагва Цэцэг.

Учебный процесс — это основная, но не единственная задача, решаемая научно-педагогическим коллективом, большое внимание на юридическом факультете уделялось научно-исследовательской работе сотрудников. Научный уровень преподавателей обеспечивает качество учебного процесса, делает его более осознанным, связанным с жизнью, усиливает привлекательность для студентов и повышает авторитет факультета в глазах власти и населения.

В 70-е годы юридический факультет вошёл с определенным научно-исследовательским потенциалом, представленным сотрудниками 5 кафедр, разрабатывавших 9 комплексных научных тем. Их творческая активность была направлена на изучение правовой реальности, развитие и совершенствование инструментария правоведов, и разработку технологий по их изменению. Традиционным критерием научной работы является совокупность материалов, опубликованных в виде монографий и статей в специализированных изданиях. Учёные факультета добились определённых результатов, так в 1972 г. В.А. Пертцик и Г.Б. Виттенберг, опубликовали монографии, удостоенные 1 и 2 премий на конкурсе научно-исследовательских работ Восточно-Сибирского региона. В 1973 г. была издана «Библиография по советскому государственному (конституционному) праву» под редакцией проф. В.Ф. Котока и проф. В.А. Пертцика. На книгу была помещена рецензия в журнале «Советское государство и право”, в которой отмечалось, что “...выход в свет рецензируемой книги, можно без преувеличения назвать заметным событием в научной жизни страны». В 1974 г. вышла в свет книга «Актуальные проблемы социалистического государственного управления» под редакцией проф. Старосняка и проф. В.А. Пертцика Это было первое издание в нашей стране по данной проблематике, она вышла одновременно в СССР и Польше. А.И. Казанник в 1977 г. издал в Иркутске монографию «Административно-правовая охрана природы бассейна озера Байкал», до сих пор остающуюся единственной работой по этой важнейшей для жителей региона проблеме. В 1983 г. была опубликована монография проф. В.И. Шиканова «Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений». Вместе с тем, как неоднократно отмечалось на факультетском и университетском уровнях, многие исследования преподавателей-юристов, представлявшие интерес для правоведов и для широкой общественности, не были оформлены в рукописи и не вышли в свет. И, это притом, что в рассматриваемый период не было случая, чтобы рекомендованная Учёным советом факультета работа не была опубликована.

В период с 1972 г. по 1975 г. на базе Иркутского университета осуществлялось издание межвузовского сборника (Иркутский, Томский, Дальневосточный, Красноярский университет, и Омская высшая школа милиции МВД СССР) «Проблемы советского государства и права». Всего вышло в свет 11 выпусков общим объёмом более 130 п. л., что позволило преподавателям юрфака не иметь особых проблем с публикацией своих научных трудов. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР в 1975 г. приняло решение о прекращении издания межвузовского сборника. Это решение существенно ограничило возможности учёных юрфака регулярно освещать ход своих теоретических изысканий и экспериментальных исследований.

Другим важным средством апробации исследований является участие в работе научных конференций. Сотрудники юрфака активно использовали эту форму работы, так в 1972 г. проф. В.А. Пертцик участвовал в международном симпозиуме, посвящённом 25-летию научно-технического сотрудничества между ПНР и СССР. Профессор З.Г. Крылова приняла участие в работе Всесоюзной конференции по вопросам стандартизации промышленной продукции, доц. О.В. Иванов выступил на Всесоюзном совещании по вопросам совершенствования жилищного законодательства. В 1973 г. юристы выступили на Всесоюзной конференции «Демократия и право развития социалистического общества», на конференции, созванной Минюстом СССР по проблемам высшего юридического образования, на Межвузовской конференции по проблемам советского права (г. Омск) и др. Профессор В.И. Нижечек и доц. А.И. Хаснутдинов в составе официальной делегации советских юристов участвовали в работе юбилейного конгресса МАЮД (Париж, дек. 1976 г.), собравшем на свои заседания юристов более 30-ти стран мира.

Большую роль в организации НИР играли факультетские научные конференции, в которых могли принимать участие не только маститые учёные, но и молодые преподаватели и аспиранты. Так факультетская конференция (янв. 1976 г.) открылась докладом зав. кафедрой теории и истории государства и права доц. В.И. Нижечека. Активное участие в ней приняли молодые учёные С.С. Гаскин, Л.А. Долиненко, к.ю.н. А. В. Жгунова, к.ю.н. В.В. Онохова, доц. А.Б. Пешков, доц. Н.М. Рябцовская и др.

Активная научно-исследовательская деятельность, в конечном счёте, как правило, приводила к официальному признанию и к присуждению степеней доктора и кандидата наук. Администрация, общественные организации университета и факультета поощряли и всячески поддерживали сотрудников юрфака при подготовке и защите ими диссертаций. Так, в 1973-1977 гг. доц. В.И. Нижечику дважды предоставлялся творческий отпуск, благодаря чему он успешно защитил докторскую диссертацию. В 1976 г. была представлена к защите докторская диссертация доц. О. В. Иванова. В 1980 г. В.И. Шиканов и Н.И. Трофимов защитили докторские диссертации. В 1983 г. на должность с.н.с. был переведён доц. Г.С. Орлов, вскоре защитивший докторскую диссертацию. В октябре того же года на заседании специализированного совета Академии МВД СССР. В.Я. Рыбальская защитила докторскую диссертацию.

Благодаря эффективно действовавшему институту аспирантуры, подготовка кандидатских диссертаций осуществлялась на факультете более успешно. В 1972 г. в ней обучалось 10 человек: 4 — по очной и 6 — по заочной форме. В этом году защитили кандидатские диссертации 3 аспиранта и три соискателя среди них А.Б. Бедненко, Л.Я. Околович и Л.Н. Марков. В 1973 г. — семь соискателей и среди них П.Н. Панченко, Б.Ц. Цыденжапов. Ведущие учёные юрфака успешно руководили научной работой монгольских правоведов. Активно работал проф. Г.Б. Виттенберг, под руководством которого в 1973, 1974 гг. ряд аспирантов из МНР защитил кандидатские диссертации.

Кроме аспирантуры при факультете, преподаватели учились в целевой аспирантуре при ведущих вузах страны. Так в 1980 г. в Свердловский юридический институт был направлен преподаватель кафедры гражданского права и процесса В.Н. Перелыгин, в Институт государства и права АН СССР — преподаватель кафедры теории и истории государства и права Т.А. Гуменюк, в Ленинградский университет — преподаватель той же кафедры Л.В. Пустобаева. В 1983 г. в Московский институт народного хозяйства — Т.Н. Мангутова и Л.Е. Олёкминская, в Ленинградский университет — А.П. Бутаков. В рассматриваемый период защитили кандидатские диссертации А.П. Потапов, К.И. Ильиных, Н.Н. Арестов, И.В. Смолькова, О.П. Гуменюк, Ю.Н. Бро, Акманов С.С., Алексеева Л.Н., Рябцовская Н.М., Подольская Л.Я., Л.А. Долиненко, С.В. Никитин, Т.А. Гуменюк, О.И. Клоц, С.И. Шишкин и др.

Но это только одна сторона процесса формирования научно-педагогического коллектива факультета, но не менее важен и его итог. В 1970 г. на факультете работало 3 доктора юридических наук (В.А. Пертцик, В.Д. Арсентьев, З.Г. Крылова) и 13 кандидатов наук. В 1971 г. с факультета уходит В.Д. Арсентьев, но доктором становится Г.Б. Виттенберг, количество кандидатов наук возросло до 16. В 1972 г. на факультете из 48 преподавателей было 3 доктора и 23 кандидата наук. В 1973 г. с факультета ушла З.Г. Крылова, и на 45 преподавателей осталось 2 доктора и 27 кандидатов наук. В 1974 г. проф. В.А. Пертцик уехал в Москву, В 1976 г. на 50 преподавателей — 2 доктора и 23 кандидата наук. В 1977 г. — 2 (В.И. Нижечек, Г.Б. Виттенберг) и 25 соответственно. 1980 г. самый неблагополучный в смысле наличия остепенённых кадров, так как после отъезда проф. Г.Б. Виттенберга на факультете не осталось докторов наук, а из 52 преподавателей лишь 20 имели учёную степень кандидата наук. В 1982 г. из 60 — 24 кандидата наук. В 1984 г. — из 58 — 2 доктора (Г.С. Гаверов, Н.И. Трофимов) и 22 кандидата наук. 1985 г. — вершина рассматриваемого периода по обеспеченности кадрами высшей квалификации: из 57 преподавателей — 4 доктора (Г.С. Гаверов, Н.И. Трофимов, В.Я. Рыбальская, В.И. Шиканов) и 24 кандидата наук, что было ниже среднеуниверситетского.

Таким образом, несмотря на активную работу администрации ИГУ и юридического факультета, в рассматриваемый период принципиального повышения уровня «остепенённости» преподавательского состава не произошло. Более того, не считая докторов наук, за пять лет (1976 — 1980 гг.) по разным причинам оставили факультет к.ю.н. А.И. Казанник, А.Б. Пешков, Б.Б. Коженевский, М.Ф. Наумов. В 1979 — 1980 гг. перешли в Омскую высшую школу милиции к.ю.н. П.Н. Панченко, И.В. Смолькова, О.П. Гуменюк. Причины «утечки кадров» сложны и многообразны, большинство профессуры уехали в более престижные вузы, а молодые кандидаты наук уходили в те места, где предоставлялись квартиры или более высокие зарплаты. Завкафедрой уголовного права проф. Г.Б. Виттенберг уехал в связи с необходимостью смены климата по состоянию здоровья в Мордовский госуниверситет, а завкафедрой государственного права и советского строительства доц. Гуменюк О. П. перешёл на работу в Иркутское отделение Омской высшей школы МВД, где для сотрудников были обеспечены более выгодные материальные условия. В правоохранительные органы ушли преподаватели Низамова, Бянкина, Юдин, Протасевич, Шевцов и др. В стране существовал дефицит высококвалифицированных юридических кадров, и у них был широкий выбор. В тоже время, Иркутский госуниверситет не являлся наиболее престижным и высокооплачиваемым вузом страны, да и природно-климатические условия Восточной Сибири не очень благоприятны особенно для людей среднего и пожилого возраста, к которым в основном и принадлежали уезжавшие кадры.

Защита кандидатских и докторских степеней не являлась единственной формой повышения уровня преподавательского мастерства. Второй по сложности и значимости рассматривалось обучение на факультетах повышения квалификации (ФПК) при ведущих вузах страны. Эта форма предусматривала многомесячный отрыв сотрудника от дома, а потому была психологически трудна, но зато позволяла уйти от «текучки» и эффективно заняться повышением своей квалификации.

Поскольку большинство преподавателей проходили переподготовку в столичных вузах, то пребывание там они использовали для работы над своими научными проблемами, для подготовки учебных пособий. Так, из 20 преподавателей, прошедших за пять лет (1976 — 1980 гг.) через систему повышения квалификации, 1 — представил к защите докторскую диссертацию, 4 — завершили работу над кандидатскими диссертациями, 1 — определил тему кандидатской диссертации. Остальные, за время своего пребывания на ФПК. разработали 16 пособий и рекомендаций, подготовили новые спецкурсы.

Действовали и другие формы повышения квалификации и среди них командировки в Москву и другие научные центры для обмена опытом и консультаций с ведущими специалистами по правоведению. Заведующие кафедрами стажировались на специализированном семинаре, преподаватели на своём, молодые учёные проводили общевузовские конференции и т.п. Особой популярностью пользовались стажировки в органах УВД.

Следствием научно-исследовательской и научно-методической работы преподавателей является повышение уровня учебного процесса и подготовка учебно-методических пособий и методических рекомендаций. Значение такой литературы для студентов трудно переоценить, в ней как, правило, давались практические рекомендации по работе над предметом в целом или определённой темой или разделом. Многие пособия опирались на конкретный местный материал и являлись действенным средством введения будущих специалистов в реальную практическую обстановку их профессии. Авторы учебно-методических пособий и рекомендаций предоставляли в распоряжение студента обобщённый материал, или информацию, получить которую самостоятельно он не мог или это было бы для него затруднительно. В частности, в 1974 г. были опубликованы «Договор поставки» (З.Г. Крылова, Е.А. Каткова, Э.К. Ольхон), «Квалификация тяжких преступлений» (Г.Б. Виттенберг, Г.С. Гаверов), «Курс лекций по теории судебных доказательств» (О.В Иванов) и др. А для первокурсников были подготовлены методические указания, по изучению предусмотренных учебным планом дисциплин, Они были составлены с учётом слабой информированности студентов I курса об учебном процессе и решали задачу ускорения их адаптации к вузовской жизни.

Ежегодное добавление и обновление учебно-методических пособий позволяло иметь на факультете, как бы второй слой литературы, разъясняющей и конкретизирующий информацию, изложенную в учебниках центральных издательств. С другой стороны они являлись практическим приложением к лекционному курсу, читаемому преподавателями, и, в-третьих, они позволяли значительно повысить эффективность и усвояемость студентами спецкурсов. Вспомогательная учебно-методическая литература была разнообразна по тематике, так в 1975 г. были выпущены «Прикосновенность к преступлению по советскому уголовному праву» (Виттенберг Г. Б., Панченко П. Н.), «Судебная защита объективных прав и интересов и пределы её использования» (Иванов О. В.), «Кадры местных советов трудящихся» (Пешков А. Б.) и др.

Руководство Иркутской области в рассматриваемый период уделяло большое внимание правовому просвещению населения, для решения этой задачи оно привлекало преподавателей факультета, справедливо считая их ведущими специалистами, знающими, а главное способными доходчиво донести до масс основные знания о советской правовой системе. С пониманием относился к необходимости пропаганды правовых знаний и коллектив факультета, регулярно обсуждая пути и способы её совершенствования, так 1 ноября 1974 г. этому вопросу было посвящено специальное заседание Ученого совета. Эту работу они понимали в широком смысле, т. е. как бы состоящую из двух элементов: — оказание помощи практическим органам в повышении квалификации их работников; и — ведение массовой пропаганды правовых знаний.

Выступая перед работниками правоохранительных органов, сотрудники факультета, продолжали работу, начатую в вузовских аудиториях, ведь многие практические работники Байкальского региона являлись выпускниками юрфака ИГУ. Это повышение квалификации распространялось и на монгольских специалистов, работа с сотрудниками правоохранительных органов и преподавателями МНР осуществлялась на основе Соглашения о сотрудничестве между Иркутским и Монгольским университетами, подписанного в феврале 1970 г. в Улан-Баторе. Для реализации этого соглашения ежегодно в Монголию направлялась группа ведущих специалистов госуниверситета, в том числе и преподаватели юрфака, так в 1974 г. проф. В.А. Пертциком был прочитан курс лекций по государственному праву капиталистических и освободившихся стран, а доц. Э.И. Скакуновым — по международному праву.

Непрерывная работа по повышению своего научного и методического уровня была характерна в рассматриваемый период для большинства преподавателей юридического факультета. Вместе с тем, систематический отток высококвалифицированных кадров с факультета не позволил этому крупнейшему в Восточной Сибири учебно-методическому центру превратиться также и в научно-исследовательский институт.

Администрация факультета и учебно-педагогический коллектив стремились организовать студенческую жизнь таким образом, чтобы у молодых людей были возможности для профессионального роста и гражданского взросления. С середины 70-х годов на факультете действовала двухгодичная школа молодого лектора (ШМЛ). Её слушатели получали навыки публичного выступления, знакомились с приёмами общения с аудиторией, с основами ораторского искусства. Ежегодно в ШМЛ обучалось 25 студентов 1 — 3 курса, которыми читалось до 200 лекций перед жителями Иркутска и области.

Немаловажное значение для сотрудников правоохранительных органов имеет здоровье, поэтому на факультете большое внимание уделялось развитию спорта. Кроме учебных занятий по физкультуре, студенты участвовали в различных соревнованиях, защищая спортивную честь факультета и университета. Ежегодно более 60 человек выступали на спортивных мероприятиях, из них примерно 40 — являлись спортсменами-разрядниками. Популярными были межкурсовые турниры по футболу, баскетболу и волейболу. Факультетские команды хорошо смотрелись на университетском фоне, в частности в настольном теннисе, где юристы много лет подряд не знали поражений. Триумфом юрфака стало первенство ИГУ по боксу 1983 года, когда победителями в различных весовых категориях стали Батсайхан, Никитенко, Седен, Батуев, Цырендоржиев, и в командном первенстве юристы были первыми.

Специфической формой студенческого самоуправления была деятельность оперативного комсомольского отряда дружинников (ОКОД). Студенты юрфака входили в состав ОКО ИГУ и ОКО при Кировском РК ВЛКСМ. Для выполнения заданий в любом районе города, в 1977 г. последний был реорганизован в городской специализированный отряд. Его члены занимались уголовным розыском, выявляли спекулянтов, пропагандировали правовые знания.

Совершенно уникальной формой работы для иркутских вузов был существовавший на юрфаке Суд студенческой чести факультета, Он действовал на основе специального Положения и рассматривал аморальные поступки будущих юристов, его председателей избирали из числа авторитетных студентов, отличников, как правило, старост групп, так в 1975 г. его возглавлял С.В. Лех, на следующий год его сменил С.А. Щепотин и т.д.

Однако самой романтической и популярной структурой на юрфаке были строительные студенческие отряды (ССО), движение развивалось под непосредственным руководством факультетского бюро и комитета ВЛКСМ вуза. Через горнило студенческих отрядов в рассматриваемый период, а это были лучшие годы их истории, прошли тысячи студентов. Факультет традиционно формировал несколько отрядов на своей базе и делегировал бойцов в отряды других факультетов, например, в 1977 г. здесь комплектовались стройотряды «Факел» (ком. В. Николаев), «Витязь» (А. Козыренко), «Фемида» (Ю. Майоров) и др., педотряд «Амазонки» и 4 интеротряда. Особенностью отрядов, формировавшихся на базе юрфака — было включение в их состав неблагополучных подростков, и для многих из них это стало переломным моментом в жизни.

Юристы-бойцы ССО были на хорошем счету в сводном отряде ИГУ. Поэтому не удивительно, что один из двух делегированных на Всесоюзный слёт студентов (1971 г.), организованный ЦК ВЛКСМ и Министерством высшего и среднего специального образования СССР был студент юрфака – организатор ССО А. Тимофеев. В 1974 г. он был награждён Президиумом Верховного Совета СССР орденом «Знак почёта» за активное участие в выполнении народнохозяйственного плана 9-й пятилетки. И он не единственный студент факультета, награждённый правительственной наградой за работу в строительных отрядах, так, Г. Коровкин (май 1976 г.) получил медаль «За трудовую доблесть» за производственные успехи при сооружении промышленных, сельскохозяйственных и культурно-бытовых объектов в составе ССО.

Диплом выпускника факультета высоко котировался, местная пресса регулярно писала об их профессионализме и преданности избранному делу. Так, областная молодёжная газета «Советская молодёжь» (27 апр. 1972 г.) опубликовала статью «День судьи ненормирован», где в качестве примера для подражания, описывается один день недавнего выпускника, тридцатилетнего народного судьи Г.Ф. Орешкина. Им молодым доверяли самые ответственные участки работы, так вскоре после окончания ИГУ, А.И. Тимофеев в 1975 г. был избран народным судьей Октябрьского района, а закончившая с отличием Л.А. Павлова в 1976 г. — центрального Кировского района Иркутска.

Профессорско-преподавательский коллектив факультета интересовался успехами выпускников, и в последствии поддерживал с ними связи. Сотрудники кафедр изучали и анализировали их профессиональную деятельность, практику оперативной работы и т.п., так, в 1978 г. кафедра гражданского права и процесса продуктивно сотрудничала с С.В. Горбуновым (юрисконсульт треста «Химлес»), А.Г. Кузьминым (ю/к отдела соцобеспечения Иркутского облисполкома), Л.И. Пальчиковой (ю/к «Лесснабсбыта»), Я.М. Батаевым (ю/к базы «Росбакалея»). Выпускники юрфака успешно работали арбитрами государственных и ведомственных арбитражей, юрисконсультами на предприятиях, в силовых структурах и т.д., что давало очень ценный материал для научных исследований и повышения наглядности учебного процесса.

70 — 80-е годы в организационном и научном плане дали юридическому факультету очень многое для создания четкой, отлаженной, демократической и эффективной системы управления учебным процессом. Этот накопленный людской и организационный потенциал в последующие, очень сложные для вуза и страны годы, позволил научно-педагогическому коллективу и администрации факультета не только сохранить всё лучшее от советской высшей школы, но и быстрее, и лучше всех других основных факультетов госуниверситета адаптироваться к изменившимся условиям жизни и работы.

© Автор текста:

Зуляр Ю.А., кандидат исторических наук,

доцент кафедры Отечественной истории и политологии ИГУ.